Деньги и мораль
Итак мы договорились сравнивать и анализировать два типа общества с присущими им характеристиками (в том числе и моралью) – традиционно-деревенское и урбанистическое. Причем тут деньги? Деньги тут при том, что развитие «урбанистической морали» напрямую связано с развитием капитализма, миграцией его в города и кардинальной ломкой патриархально-общинного мировоззрения новой «городской моралью».
Экономика во всех развитых странах предполагает наличие свободного населения: торговцев, квалифицированного обслуживающего персонала, фермеров, рабочих. Все эти люди продают свой труд за деньги, по сути, обладая относительной свободой выбора – кому и за сколько чего продавать. Традиционно-деревенская система отношений предполагает несколько иное: это «соборность» (крайний вариант - круговая порука), относительная незаинтересованность в результатах и производительности труда (всё равно всё отберут) и т.п. В России эти элементы проявлялись особенно ярко - начиная от крепостного права и заканчивая советскими колхозами. Помните главный бич советской экономики – «бесхозяйственность»? Вот это оно и есть. Последнее связано именно с морально-идеологическими установками: при социализме все равны (кроме более равных, присматривающих за распределением); не высовывайся (всё равно всё отнимут); не обогащайся (частная собственность, в том числе и в денежном эквиваленте – смертный грех). СССР был и в этом смысле «рабской страной», поскольку рабы начисто вычеркнуты из экономики, не являясь ни её объектом, ни субъектом.
Понимаете о чем речь? О том, что СССР по сути представлял собой деревенское государство. Индустриализация была. Это точно. Но проводилась она патриархально-общинными методами за счет бесплатного (или недоплаченного) сельского труда и за счет привлечения на стройки века всё того же сельского населения. Этим, кстати, и объясняется вся недоразвитость отечественной промышленности, оказавшейся не способной к производству чего бы то ни было, акромя ракет и танков… ну и ещё кое-чего.
Страна, вернее мудрое руководство в сплоченном союзе коммунистов и беспартийных, сама себя привела к закономерному концу. Потому как экономика в современных условиях может развиваться эффективно только при условии свободы предпринимательства и при наличии других сопутствующих свобод. То есть – в условиях новой урбанистической парадигмы. Она, кстати, по-моему, ещё до конца не сформулирована, но главное уже ясно – это полное отсутствие иррационально-идеологических ограничений и полная свобода личности со всеми её правами и взрослыми обязанностями. Тут же и деньги – как единственный способ оценки продуктивности, таланта, трудоспособности и т.д.
Детско-крестьянская мораль со всеми её ограничениями, предрассудками, запретами – тут совершенно не катит. Нут, то есть пока ещё катит, например, в некоторых странах ближнего востока и африки. Кстати, стоит посмотреть на их развитие и поведение внимательнее, для того, чтобы оценить перспективы присоединения России к идеалам «добропорядочной традиционной» морали…
И третьего (уникального, российского) пути тут не дано. Либо мы идём по линии свободы, индивидуализации, экономической эффективности, денег и осваиваем принципы «урбанистичекой морали», либо мы бьёмся лбом о стену традиционализма со всеми вытекающими последствиями. Деньги – с точки зрения урбанистической морали - это не «власть тельца». Деньги – это наиболее доступный и честный способ назначить стоимость человеку в этом хаотическом, противоборствующем самим с собой, общем пространстве.
Вот такое моё скупое, но весьма сумбурное на данный момент слово…