Меня уже обвиняли в цинизме. То что я собираюсь написать еще больший цинизм, как это не прискорбно. Но это плод моих собственных раздумий на эту тему.
Часто повторяется мысль, вколоченная в головы учебниками, состряпанными на основе Краткого Курса (разве, что знак поменяли), о том, что мол пришли большевики и разрушили великую Россию. Каюсь, и я это повторял. Пока не начал думать.
Ведь это удивительно и маловероятно, как этой горстке маргиналов—ведь численность большевиков едва ли превышала численность «несогласных»--удалось разрушить многомиллионную страну. Ведь к Февральской революции они не имели отношения ни сном, ни духом, ни помыслом, ни действием. Да и в массе своей они были или в бегах за границей или в Сибири на отсидке. Этой революции мы всецело обязаны блаженной памяти Николаю Александровичу за нумером вторым «Кровавым».
Что же произошло? Миллионные массы людей в Росии охватило возбуждение. Не буду гадать о природе этого возбуждения, может, это копилось годами и десятилетиями, а революция послужила спуском. А может, революция сама была следствием этого возбуждения (или по Л. Гумилеву, пассионарности). А может космическое излучение. Но люди стали искать Правду. Каждый свою. (под Правдой я понимаю цели и способы их достижения)
Ведь, казалось бы, старой власти нет. Нет и обязательств перед ней. И нашлись суетливые людишки, объяснившие солдатам это. И солдаты—крестьяне разошлись по домам, оставив фронт. И пахать бы им землю, благо черные передел земли уже состоялся, и земля у крестьян была, любить свою жену или соседскую вдовушку. А придут агитаторы звать воевать за что-нибудь, так поднять агитаторов на вилы или штыки, благо крестьяне с фронта в массе своей оружие прихватили.
Но нет, зудело у них что-то. Правды хотелось. И готовы они за свою Правду воевать. И, главное что, выбор был. У большевиков была своя Правда, у белых—своя. Причем, не одна. Даже у Врангеля была Правда, отличная от правды Деникина, хотя Врангель был его прямым преемником. У Колчака—своя. Даже батька Ангел был (пусть даже в своих глазах) не просто грабителем, у него своя правда была, и он за нее воевал. И Махно, и Петлюра, и Скоропадский.
Не было у противников большевиков единства. Совсем как у нынешней «оппозиции». Вроде и враг один и цели не антагонистичны, но вот не договорятся никак. И большевики победили. Но и после победы не было единства в стране. Организованное сопротивление было подавлено, но остались миллионы людей—носителей других идей. Да и у самих большевиков единства не наблюдалось! Ибо Правда Ленина отличалась от Правды Троцкого. И не совпадала с Правдой Зиновьева. (А Сталин в те годы вообще среди Вождей не был—так, техническая фигура, хотя и близкая к Ленину).
И кто знает, что было бы, победи Правда Троцкого, к примеру. Тогда могла бы реализоваться его идея об трудовых армиях. Ничем от ГУЛага не отличающихся. Только у Сталина в ГУЛаге находилось 1-2% от населения, а Троцкий собирался загнать туда ВСЕХ. Или Зиновьев, решавший проблемы рабочего движения в Петрограде с помощью пулеметов. Но не будем отвлекаться.
А вот теперь я скажу ту самую циничную вещь. История показывает, что подобное возбуждение людских масс гасится только кровью. Потоками крови, уничтожая носителей этого возбуждения. И это не чья-то злая воля. Это закон природы. От вождя зависит только, в каких формах это произойдет.
Разумеется, это не снимает личной ответственности каждого конкретного человека за совершение им конкретных преступлений. Ни со Сталина, ни с Бухарина, ни с Троцкого, ни с Хрущева ни с Ежова и им подобных ……….