Если священнослужители заговорили о "чистоте крови", то, это признак типичного расизма и ксенофобии, кующиеся в подвалах Лубянки. Напрашивается вопрос: сам диакон Андрей Кураев, чьих будет, фамилия его больно на татарскую смахивает:
Я на днях смотрел телевизор. Известный православный публицист и теолог, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев назвал межнациональные браки "формой геноцида русского народа". Так он отреагировал на сообщение, что сегодня смешанным является каждый четвертый брак, регистрируемый в Москве.
Я сперва опешил. Полез в интернет проверять - может, кто-то ошибся, может, отца Андрея не так поняли?
Несколько недель назад по другому поводу я написал в блоге о "плохо скрываемом православной церковью отношении ко всему нерусскому как чему-то религиозно и нравственно сомнительному".
В ответ пошли письма: как вы смеете утверждать такое без доказательств? Цитаты давайте!
Спасибо отцу Андрею: доказательства ждать себя не заставили.
Мне доводилось беседовать с Андреем Кураевым. Могу засвидетельствовать: он умный и высокообразованный человек. Среди духовенства имеет репутацию либерала.
Если так рассуждают лучшие, что же творится в головах у средних?
Маленькое замечание по поводу. Мне ужасно не нравится появившаяся в России лет десять назад привычка чересчур легко обходиться со словом "геноцид". Так капризная жена заявляет мужу, включившему телевизор громче, чем ей хотелось бы: "Ты меня убиваешь!". Геноцид - это когда людей гонят в газовые камеры или косят пулеметами во рвах.
А когда в стране смертность превышает рождаемость, это называется "демографическими проблемами". И не обязательно подразумевает чей-то зловредный умысел.
Теперь - о главном. В XX веке против межнациональных браков открыто возражали только германские нацисты и американские куклуксклановцы.
Россия расизмом никогда не страдала. Вот чего не было, того не было.
Славянская кровь смешивалась и с угро-финской, и с варяжской, и - особенно масштабно - с татарской и тюркской. Трудно представить себе российскую историю и культуру без потомков тех самых смешанных браков. Владимир Святой и Ярослав Мудрый? Наполовину скандинавы. Династия Романовых? После Елизаветы Петровны - немцы.
Русская аристократия? Чуть ли не каждая вторая фамилия - татарская: Юсуповы, Урусовы, Олсуфьевы, Салтыковы. "Солнце русской поэзии" и "наше все" Александр Сергеевич Пушкин имел среди предков африканца. Лермонтов - шотландца. Составитель лучшего по сей день словаря русского языка Владимир Даль - датчанина.
Создатель Транссиба и конвертируемого рубля Сергей Витте - наполовину остзейский немец. Полководец Багратион - грузин. Адмирал Нахимов и вдохновенный певец великорусской природы Исаак Левитан - евреи.
И что характерно - никакого "геноцида" не случилось. Наоборот: Россия только крепла и расцветала.
Ломоносов и Суворов любили поворчать по поводу "немецкого засилья". Но оно не помешало им самим сделать блистательную карьеру.
Однако история знает и случаи бесследного исчезновения целых народов в результате ассимиляции. В чем разница? Николай Бердяев однажды написал (не могу поручиться за дословную точность цитаты), что национальная принадлежность - это не кровь, а состояние души.
При смешении народов у отдельного человека возникает выбор: кем считать самого себя, и кем воспитать своих детей? Обычно он делается в пользу того, что сильнее, престижнее и интереснее.
Нация, переживающая политический, экономический и культурный расцвет, ассимиляции не боится. Она сама ассимилирует кого угодно, прирастив свой потенциал чужим генофондом и способностями.
Все перечисленные мной великие люди, несмотря на текшую в их жилах нерусскую кровь, считали себя русскими, гордились этим и не искали себе иной идентичности.
А сегодня Андрей Кураев почему-то не сомневается, что в семье русской женщины и дагестанца дети "будут дагестанцами и мусульманами".
Возможно, так и есть. Но тогда возникают вопросы: почему мать так легко отказывается от своей культуры? Почему отец полагает, что его детям лучше расти не русскими - даже с учетом того, что жить им предстоит в Москве? Мне кажется, параноидальный страх перед ассимиляцией и "засильем" - верный признак национального неблагополучия.
Что не так в сегодняшней России? Об этом нам надо спросить самих себя. Но уж точно не в чужих происках и не в смешанных браках следует искать причину.
Артем Кречетников.