"У президента Путина осталось с дюжину еще не засвеченных пока и малоизвестных широкой публике знакомых по работе в ГДР, петербургской мэрии и по кооперативу «Озеро»". Можно добавить: и дюжину подставных лиц, что в политике и бизнесе.
Давно известно, что президент Путин не просто любит спецоперации, но вообще считает их единственной достойной формой взаимоотношений с окружающим миром и реализации принятых решений. Во всяком случае — единственно возможной для серьезных людей. И наоборот, — в той же логике — если какое-то решение принимается и реализуется не в форме спецоперации, а открыто и гласно, процедурно, то это скорее всего — для отвода глаз, чтобы скрыть истинные цели и смысл происходящего. Напустить туману. То есть опять же — является операцией прикрытия.
Осуществленная на прошлой неделе смена премьер-министра России была задумана и проведена со всем возможным конспирологическим вкусом. Тут нечего возмущаться, что гражданам опять ничего не объяснили. Тут нужно разбирать узор.
Сначала — три недели слухов о близкой отставке премьера Фрадкова, демонстративная доброжелательность президента к вероятному, по общему мнению, его сменщику Сергею Иванову. Искуснейшая фраза в ходе совещания на Камчатке, когда, устраивая разнос правительству, президент обмолвился, что «военные сделали бы лучше». Наконец, утренняя статья в «Ведомостях» 12 сентября — о скорой отставке Фрадкова. Напряжение достигает пика.
С не меньшим конспирологическим артистизмом в дураках оставлен увольняемый премьер. Вот он уже приехал в 46-ю налоговую инспекцию Москвы. Вот уже с величественно-деловым видом осматривает помещение. Вот уже набрал воздуха в легкие, чтобы начать грозно и косноязычно вещать про налоговое администрирование… И тут — звоночек. «Михаил Ефимович? Есть один вопросик...»
Но это еще не все. С каким видом Михаил Фрадков будет произносить перед телекамерами: «Я принял решение» (когда? где? в налоговой, при осмотре лестниц второго этажа?), — это так, хоть и мастерская, но проходная деталь вдохновенного режиссера. А главное — дальше: полуторачасовая пауза, задержка перед кульминацией. Пусть самые прыткие отпоздравляют Сергея Иванова с неминуемым, кажется, назначением и будущим президентством, откомментируют мудрость высочайшего выбора, заклеймят недемократичность. И тут — бац! А они даже не могут вспомнить в первый момент, кто это такой — Зубков? Какой Зубков? Что значит Зубков?
Улавливаете тонкость? Сенсация, оказывается, в другом месте. Не в отставке вовсе. А все утечки последних дней, оказывается, были не утечки, а ложный след. Операция прикрытия. Потому что во взрослых спецоперациях утечек не бывает.
Но и это еще не конец пьесы. Следите за рисунком. Деталей случайных здесь не будет.
12 сентября президент Путин объявляет об отставке правительства и называет, как обухом по голове, имя нового премьера. Ну, 13-го — пусть пообсуждают, выговорятся, накомментируются. А 14-го утвердят в Думе с воодушевлением. Потому что 15-го, в субботу, у Виктора Алексеевича день рождения. Почему не устроить старому товарищу настоящий праздник? Все-таки 66-летие. Его вон уже год на пенсию отправляют, говорят, на госслужбе нет-де для него должности по закону. Почему же нет? Вот ведь — нашлась. И все по закону. Внимательнее надо читать законодательные акты. Совет юриста.
Этот день рождения — и есть финальный росчерк пера, отметка мастера. Примета демиурга. Деталь для понимающих тайнопись реальной власти.
В общем, так или иначе, но давно ожидаемая операция — главная операция предстоящего сезона — стартовала. И не будем гадать, что ждет нас в финале. Какую криптограмму сочиняет для нас наш Штирлиц на престоле. Признаемся себе лишь в очевидном: «глупо не только гадать, кто будет преемником президента Путина, глупо вообще называть это операцией «Преемник». Ибо смысл ее не в том, чтобы передать власть некоему «преемнику», а в том, чтобы ему ее не передать. И нам тут давеча еще раз наглядно объяснили — такую власть не передашь. Вы что, смеетесь? Не в процедурах сила. А в не-процедурах, тайнописи и разводке. Ну а в таком случае — какая вам к черту разница, как будут звать этого не-преемника? У президента Путина осталось с дюжину еще не засвеченных пока и малоизвестных широкой публике знакомых по работе в ГДР, петербургской мэрии и по кооперативу «Озеро». Выбор есть. Скамейка подставных.
Ну, а для особо пылких политологов и прогнозистов есть конкретный смысл составить график дней рождений знакомых президента. И — на всякий случай — годовщин их свадеб (мало ли до каких высот еще взлетит монаршее остроумие). И держать постоянно на рабочем столе. На случай, если снова вдруг возникнет полуторачасовая пауза.
Кирилл Рогов